traveller2: (Default)
[personal profile] traveller2
Немецкие профессора, продолжение
http://traveller2.livejournal.com/256363.html

Я до сих пор не знаю, кому пришла в голову идея (и почему) пригласить меня в Бамберг на конференцию историков науки. Возможно из-за того, что ранее я опубликовал пару любительских (т.е. непрофессиональных) статей об открытии суперсимметрии в Советском Союзе - открытии малоизвестном на западе (поскольку Весс и Зумино переоткрыли эту теорию два-три года спустя, независимо, а Советский Союз в те годы был отрезан от всего мира железным занавесом).



Так или иначе, это приглашение я принял. И даже придумал тему для доклада, которая, пожалуй, никому кроме меня не могла прийти в голову.

Конференция была посвящена столетию Гейзенберга. После войны Гейзенберг оказался в полной научной изоляции. Многие (не)немецкие физики на конференциях не подавали ему руки из-за его сотрудничества с национал-социалистами. Гейзенберг начал заниматься очень странной "своей" теорией, причем научное сообщество ее полностью проигнорировало. В 1960х годах он собрал все свои результаты и издал книгу (которую видимо никто не прочел). По стечению обстоятельств, книга была переведена на русский, и в 1970м я ее купил в уличном книжном киоске кажется за рубль 20 коп., принес домой, и стал читать. В то время я был начинающим студентом и, естественно, мало что понял. Там была одна глава, в которой Гейзенберг делает грубую ошибку. Обсуждая спонтанное нарушение симметрии, в качестве соответствующий голдстоуновской частицы он рассматривает частицу со спином 1/2. Даже я знал, что такого быть не может, голдстоуновская частица должна иметь спин ноль. Уж Гейзенберг-то не мог этого не знать! В этом месте я решил, что "старик" совсем ослабел умом, и захлопнул книжку.

А теперь я перехожу к самому интересному моменту. В это же время в Харькове книгу Гейзенберга читал Дмитрий Волков. Волков работал в ХФТИ, научные журналы из-за рубежа они почти не получали, западные визитеры были редкостью, и почти единственным источником информации о последних достижениях на западе (разумеется, "последних" с большим запозданием) были переводные книжки. Так вот, он тоже дошел до этой главы, сразу понял, что Гейзенберг написал ерунду, но будучи опытным и талантливым физиком, в отличие от меня, не засунул книгу на книжную полку и забыл о ней, а стал думать, нельзя ли ошибку устранить, но результат сохранить. Можно ли и правда получить голдстоуновскую частицу со спином 1/2? Так, вместе со своим студентом Володей Акуловым, они открыли суперсимметрию.

Все это я прочел в брошюрке воспоминаний Волкова, изданной в Харькове ничтожным тиражом. Ее, конечно, тоже никто не читал. Меня поразило, насколько небанальными путями бог ведет нас к новым открытиям. Все думали, что последние 20 лет Гейзенберга были по сути бросовыми в научном смысле. Но оказывается из одной из его ошибок, совершенно неожиданно, на другом краю земли, выросла прекрасная, глубокая и мощная теория. Вот об этом я и рассказал в своем докладе.



В Бамберге я познакомился с одним старым мудрым профессором, который уже тогда был на пенсии (Professor Emeritus). "Не верьте им, - скаал он, указав рукой на своих коллег, - когда они говорят, что ничего нельзя было сделать и интеллигенция не виновата. В конце 1920х начале 30х годом коммунистическая идея была не просто популярна среди интеллектуалов, она стала модой, и многие резко повернули налево, к радикалу Эрнсту Тельману. Это напугало осторожное большинство. Некоторые интеллектуалы наоборот повернули вправо, из-за ущемленной национальной гордости. Большинство забили на все, и занимались своими делами. В конце 1920х начале 30х, когда еще было не поздно, никто не бил в колокол и не предложил "среднего пути." Вот и получили то, что получили."

Помолчал, подумал и добавил: "Меня беспокоит то, что происходит сейчас. Я очень уважаю экологию, но посмотрите на нынешних зеленых. Эта молодежь невежественна и фанатична, а фанатизм никогда до добра не доводит. Стоит объявить себя зеленым и тебе все простят. Вот Йошка Фишер, самый популярный нынче политик. А ведь он не просто симпатизировал Мао и штудировал его речи, он был в террористической группе Revolutionärer Kampf. Нет, есть у нас, в нашем национальном характере, что-то что позволяет любую идею довести до абсолютного абсурда методическим способом …"

Наверное, ему было приятно, что я внимательно выслушивал его на протяжении нескольких вечеров, и перед отъездом этот профессор подарил мне вот этого маленького бронзового скрипача.

Date: 2012-05-29 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] avzel.livejournal.com
Замечательная история об открытии супер-симметрии! Я никогда об этом не слышал, хотя математический аппарат ("супер-геометрия") разрабатывался (моим однокурсником Димой Лейтесом и моим учителем Иосифом Бернштейном) на моих глазах.

Date: 2012-05-29 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Не знал, что Лейтес ваш однокурсник. Вы забыли Феликса Березина. Я об этом книжку сделал,
Felix Berezin: Life and Death of the Mastermind of Supermathematics.

(no subject)

From: [identity profile] avzel.livejournal.com - Date: 2012-05-29 02:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com - Date: 2012-05-29 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-29 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com - Date: 2012-05-29 04:26 pm (UTC) - Expand

re:

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2012-05-29 05:38 am (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-29 02:55 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2012-05-29 04:28 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-30 07:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-29 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Спасибо

Date: 2012-05-29 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вам спасибо.

Date: 2012-05-29 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
а Юрий Ковалев тоже физик - акварель хорошая...?

Date: 2012-05-29 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Нет, не физик. Вряд ли. Но работа его мне нравится...

(no subject)

From: [identity profile] av-klement.livejournal.com - Date: 2012-05-29 03:30 pm (UTC) - Expand

re: Спасибо.

Date: 2012-05-29 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com
<<Нет, есть у нас, в нашем национальном характере, что-то что позволяет любую идею довести до абсолютного абсурда методическим способом …"

я бы сказал с заменой "методическим" на "анархическим" евреи получаются?)))
Но ( насколько я понял))) похоже получилось и со статьями Ю.Румера в ЖЕТФе 50-ых про 5-оптику - когда все решили что Румер в лагере тронулся- Вы конечно знаете эту историю?

Re: Спасибо.

Date: 2012-05-29 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Ха, про евреев смешно. А ведь действительно, что-то общее есть.
Про Румера ничего не знал, попробую разыскать на интернете. А, может, у вас ссылка есть?

Re: Спасибо.

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2012-05-29 04:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-29 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] real-sherhan.livejournal.com
Я вчера в одном ЖЖ видел нерешенную задачку из канадского журнала, которая Вам должна понравиться. Пишу с телефона и тяжело было сразу ее сюда транслировать, а теперь и ЖЖ забыл. Своими словами...
Что увидит астронавт, помещенный в центр идеальной зеркальной сферы, если он включит фонарик? То же для тора,

Date: 2012-05-29 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо. Про задачу подумаю. Интересно. Но не сегодня, сегодня времени нет...

Date: 2012-05-29 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com
Очень интересно.
С удовольствием зафрендил.

Date: 2012-05-29 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2012-05-29 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] el-finik.livejournal.com
да, вина общая, но сделать они ничего не могли. те, кто сопротивлялся или умер или уехал. Очень поучительная история у Германии, для нас в особенности.

Date: 2012-05-29 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
"те, кто сопротивлялся или умер или уехал"
В середине 30-ых да. Речь о конце 20-ых.

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-29 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2012-05-29 03:56 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-29 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вы тоже так думаете? Отлично. Я думал, что в Европе все заколдованы зелеными до полного паралича...

Date: 2012-05-29 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
Таким образом, у Гейзенберга образовались ещё две заслуги перед человечеством, уже основанные на его ошибках - в определении критической массы урана и спина голдстоуна.:)

А если серьёзно, то можно также вспомнить и переведённого Вами Фейнмана: тоже для решения проблемы в его манхэттенский период ткнул пальцем в произвольное место. Не стал бы гением, никто бы не вспомнил.

Всё равно забавно. Кто ищет, тот что-то находит. Относится и к Гейзенбергу, и к Волкову.
Edited Date: 2012-05-29 07:20 am (UTC)

Date: 2012-05-29 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Кто ищет, тот что-то находит...

Date: 2012-05-29 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
Иваненко можно ещё вспомнить. Тоже изучал единое спинорное поле и занимался прочей сомнительной деятельностью, был нерукопожатным после войны. О суперсимметрии в связи с его работой с Ландау писал в Вашем разделе о Ландау.
Масштаб конечно не тот.

Date: 2012-05-29 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, масштаб не тот ...

(no subject)

From: [identity profile] physicist1.livejournal.com - Date: 2012-05-29 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-29 05:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-29 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
Извините, что влезаю (я у вас и первый пост про немецких профессоров читала).
Эмеритус в принципе все правильно говорит... Но называть зеленых молодежью, конечно, указывает на его возраст )). Йошка Фишер очень пожилой уже, да и сама партия зеленых особенно в последние годы потеряла уважение и популярность. В принципе, это партия молодящихся старперов. Теперь в Германии популярная молодая партия - die Piratenpartei ).

Date: 2012-05-29 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вы меня радуете. Пираты не такие фанатичные, как зеленые, и вреда меньше приносят...

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2012-05-29 03:58 pm (UTC) - Expand

Без заголовка

Date: 2012-05-29 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] grihanm referenced to your post from Без заголовка (http://grihanm.livejournal.com/329011.html) saying: [...] http://traveller2.livejournal.com/257194.html [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] roman_kr referenced to your post from Об открытии суперсимметрии (http://roman-kr.livejournal.com/341834.html) saying: [...] http://traveller2.livejournal.com/257194.html?view=1639850#t1639850 [...]

Гайзенберг

Date: 2012-05-30 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
Не похоже, что в последние десятилетия своей жизни Гейзенберг был не в мэйнстриме. Идеи получить всю информацию об S-матрице из её аналитических свойств идут от Гейзенберга и Чу - основное направление 60-х.

Насколько я помню, у Гайзенберга было спинорное поле пси с кубической нелинейностью. Наверное, он рассматривал квадратичный конденсат пси-пси и на фоне него возмущения пси. Они имеют спин 1/2. Правда, непонятно при чём тут голдстоуны. Может быть, ортогональные направления можно выделить. А если рассматривать возмущения скалярного поля, то конечно спину одна вторая неоткуда взяться. Возможно, это переводчик с редактором постарались и им обязан Волков.
Edited Date: 2012-05-30 02:23 pm (UTC)

Re: Гайзенберг

Date: 2012-05-30 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Нет, насколько я помню, ошибка была у Гейзенберга. Книжки сейчас под рукой нет.

Re: Гайзенберг

From: [identity profile] physicist1.livejournal.com - Date: 2012-05-30 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-30 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] physicist1.livejournal.com - Date: 2012-05-30 10:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] simon273.livejournal.com
Дорогой Михаил!
Почитал ваш блог с большим интересом.
Спасибо.

Date: 2012-05-31 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вам спасибо.

Re: next addition to Einstein?

Date: 2012-06-07 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо, Роман! Очень инетересно. Обязательно включу в Эпилог, когда вернусь.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] kostyad referenced to your post from Нью-Йорк, день второй и последний: Акулов-70 (Akulov-Fest) (http://kostyad.livejournal.com/8470334.html) saying: [...] http://traveller2.livejournal.com/257194.html?thread=1638826 [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] kostyad referenced to your post from Немецкие профессора, продолжение (http://kostyad.livejournal.com/8471149.html) saying: [...] Оригинал взят у в Немецкие профессора, продолжение [...]

Profile

traveller2: (Default)
traveller2

July 2023

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 10:53 am
Powered by Dreamwidth Studios