traveller2: (Default)
[personal profile] traveller2
По вечерам я люблю читать этимологический словарь. У меня есть четырехтомный Фасмер, но читать его неудобно, он для специалистов. Я беру простенький словарь Шанских, открываю на любой странице и читаю подряд, нервы успокаиваю… Почти наизусть выучил.

Происхождение слов - это история проникновения культур. Новые слова приходят вместе с социальными сдвигами, новыми явлениями или технологиями. Русский язык очень открытый, легко усваивает и "переваривает" все волны, которые на него накатывались. Сначала, вместе с христианством, пришли заимствования из византийского греческого (кулич и ладан в лабиринте лазурь ядро магнит…), огромное количество старославянских слов, потом была тюркская волна (кулак, кабак, лапша и карандаш), польская (кроме очевидной мазурки - опека, бунт, быдло и дышло, под юбку смотрит забияка…). Начиная с Петра Великого, могучий поток немецких и голландских слов (всякие боцманы-лоцманы, циркули и шлагбаумы, болты в картофеле, кассы, конторы, кондитер в койке, лодырь на лодыре…). Ну, французских заимствований в 19 веке и англо-американских в 20-м (и нынешнем) просто не счесть: живопось, финансы, современная музыка, компьютеры и софт к ним, интернет с его логинами, политика и наука … В общем, эксклюзив на корпоративе ☹

Обратных примеров - проникновение русских слов на запад - не так много. В Париже есть бистр'о, есть замечательное слово интеллигенция, рубль, советы, казаки, колхоз, русская рулетка, водка, погром, гулаг, матрешка (часто называемая Russian doll), и - в узких физических кругах - русский семинар.

black_board

Вот об этом исчезающем явлении, русском семинаре, я и хочу сказать несколько слов.

См. также Летучего медведя



Какова обычная рутина научного семинара на западе в наши дни? Докладчик готовит красивую презентацию на компьютере, отрепетированную на предмет проверки времени (ровно час), во время его выступления слушатели если и задают вопросы, то в основном по обозначениям, после окончания доклада несколько вопросов общего характера из аудитории, если тема заинтересовала, и гробовое молчание, если не заинтересовала. Все очень вежливо и чинно. Цель разьяснить генезис задачи, тонкости и нюансы даже и не стоит, а слушатели даже и не пытаются вникнуть. В общем, как правило, семинар на западе - это тип рекламы продукта, только в качестве продукта выступает научный результат. Вопросы как, для чего, и нет ли подводных камней и побочных эффектов остаются за кадром. Ровно через час все разбегаются по своим делам, без особого возбуждения…

Фейнман и Янг

SuperStock_1895-9561

Пожалуй, лишь в нашем миннесотском Институте остались следы русского семинара…

Вот кусочек из моего предисловия к "ITEP Lectures…" (1999):

… Основная цель докладчика была объяснить аудитории его (ее) результаты, а не просто анонсировать их. И если результаты были нетривиальными, вызывали сомнение или в процессе семинара всплывали неясности, пощады докладчику ждать не стоило. Вместо обычных двух часов семинар мог продолжаться три часа или больше, до тех пор пока докладчик не ответит четко и ясно на все вопросы, или до полного изнеможения (случалось и так и сяк). Я помню один семинар в Ленинграде в 1979 году, когда Грибов еще там был, который начался в 11 утра, продолжался до 2х, а потом (после перерыва на обед) с 3х до семи вечера.

В ИТЭФе каждую неделю было три, а то и больше, теоретических семинара.Наиболее важными были формальный семинар по понедельникам, и неформальный “кофейный” семинар, который сначала собирался по пятницам в 5 вечера, после конца офоциального рабочего дня, а потом был перенесен на то же время по четвергам. Обычно эти два семинара были самыми волнующими событиями недели. Руководители и секретари семинаров должны были найти подходящие темы и докладчиков либо из ИТЭФа либо из других московских институтов, а зачастую, когда подходящего докладчика не было, выбрать свежую работу западного автора и “навесить” ее на молодого сотрудника, который был обязан ее выучить и рассказать на семинаре ради общественного блага. Эта “повинность” рассматривалась как моральный долг каждого теоретика. 

Такая система восходила ко временам Померанчука, когда изоляция Института от внешнего мира была намного плотнее, чем в мои времена. В те времена не было препринтов, а свежие номера Physical Review или Nuclear Physics поступали с перебоями и запозданием, иногда через третьи страны (например, Physical Review шел через Швецию). Когда я студентом попал в теоргруппу (это было через несколько лет после смерти Померанчука) меня с гордостью привели в мемориальную Померанчуковскую библиотеку (т.е. его бывший кабинет), где на полках стояли книги, которыми он пользовался, и журналы, которые он получал. В частности, как академик он получал Physical Review, и каждый номер был размечен его рукой. Рядом с каждой статьей стоял либо плюс либо минус. Если стоял плюс, то как правило были указаны инициалы теоретика, которому было поручено разобраться со статьей и доложить ее на семинаре. 

Это еще не все. Перед семинаром Померанчук вызывал будущего докладчика в кабинет для “пред-семинара”. Требовалось изложить Чуку лично содержание будущего семинара, с тем, чтобы он мог судить, созрел ли докладчик для общей аудитории,  с ее кровожадными вопросами, или ему (ей) следует вникнуть в данный предмет поглубже. Это был настоящий жесткий фильтр. В мое время, секретари семинаров уже были не склонны приносить себя в жертву до такой степени, но все же довольно часто устраивали пред-семинары для неизвестных или неопытных докладчиков, чтобы они (докладчики) могли “обкатать” свое выступление, и получить представление о том, что их ждет на самом деле…

Брандт и Абрикосов

brandt-and-abrikosov-russian-physicists-ria-novosti

Еще из поколения в поколения передается легендарная история о выступлении Дэвида Политцера в ЛИЯФе в Ленинграде в начале 1980х. Будущий Нобелевский лауреат, а тогда совсем еще молодой человек, только что ставший профессором Калтеха за открытие асимптотической свободы, был представлен аудитории. Затем он успел простоять у доски минут пять и написать одну формулу. После этого к доске выскочил Грибов и объяснил ему (Политцеру), что он все понимает неправильно. Леня Франкфурт написал еще одну формулу и стал объяснять как правильно. По залу прошел гул. Участие в дискуссии стало всеобщим.

Короче, часа через полтора они заметили, что Политцера в зале нет. Бросились его искать. Бедняга сидел на подоконнике в одном из дальних кабинетов, ногами наружу, и играл на губной гармошке.

А вот еще небольшой отрывок из недавних воспоминаний Владимира Фридкина "Записки спецприкрепленного":

….. Академик Алексей Васильевич Шубников, мой шеф, незадолго до защиты сказал мне:
"Вам неплохо бы доложить работу на семинаре у Капицы. По-моему, ему будет интересно."
Семинары у Капицы устраивались по средам и были известны всей Москве. На них всегда присутствовал Ландау, который у Капицы заведовал теоретическим отделом. А сам факт доклада в "капишнике" считался успехом. Академик Петр Леонидович Капица испытывал к Алексею Васильевичу не только уважение, но и признательность. Когда Сталин и Берия изгнали Капицу из его института, его приютил у себя Алексей Васильевич. Капица тогда безвыездно жил на даче и в нашем институте появлялся редко. Но память о мужестве Шубникова, видимо, сохранил навсегда.
Выслушав шефа, я испугался.
-- Но захочет ли Петр Леонидович поставить мой доклад? И как это сделать?
-- Не беспокойтесь, сказал Алексей Васильевич. Предоставьте это мне. Я позвоню ему, и вы получите приглашение.
Через несколько дней в институт на мое имя пришел конверт. Из него выпал листок, сложенный вдвое. Он где-то хранится у меня до сих пор. Вот его текст:
"Институт физических проблем им. С. И. Вавилова. В среду такого-то числа (число не помню) 1957 года состоится триста сорок второе заседание семинара. Повестка дня: 1. Поль Адриен Морис Дирак. Электроны и вакуум. 2. Владимир Фридкин. Электреты. Начало в 18 часов."
Если бы не стул, я сел бы на пол. Не уверен, что надо объяснять почему. Дирак наряду с Эйнштейном, Планком и Гейзенбергом - классик физики двадцатого века и вообще современного естествознания. Нобелевский лауреат и иностранный член нашей Академии наук, он приехал на несколько дней в Москву. Читать после него свой жалкий доклад о каких-то электретах - это все равно как... ну не знаю... после Пушкина читать свои стихи. Я бросился к шефу. Губы мои дрожали, в горле застрял комок. Без слов я протянул ему приглашение. Алексей Васильевич пробежал глазами текст, пожевал губами и чуть их раздвинул. Это означало, что он смеется.
-- Узнаю Петра Леонидовича. Он в своем репертуаре. Понимаете, Володя, для Капицы все равны. Что вы, что Лауэ, что Дирак... А он сам как бы над всеми. Да вы не волнуйтесь, все будет хорошо, уверяю вас.
Три ночи я не спал. Пил чай на кухне, бродил по квартире, мешал всем спать и почему-то вслух читал стихи Надсона. Жена давала таблетки. Они не успокаивали. Чтобы уснуть, я читал свою диссертацию. Это не помогало. Наконец жена предложила:
-- Может, вызвать неотложку и взять бюллетень?
Но струсить и подвести шефа я не мог. Днем я писал на доске формулы и видел, что делаю ошибки.
Наконец настала эта среда. В капишнике в гардеробе я случайно посмотрел в зеркало. Я увидел незнакомое лицо с безумно вытаращенными, лихорадочными глазами. Оно напоминало актера Михоэлса в роли Тевье, когда его изгоняют из родной Касриловки. На этот спектакль в Еврейский театр мама водила меня до войны.
Вестибюль был полон и жужжал, как растревоженный улей. Казалось, все физики Москвы собрались слушать Дирака и меня. Знакомые меня избегали. Испуганно смотрели издали и, встречаясь со мной взглядом, застенчиво отворачивались. Наконец подошел приятель Лев Горьков, аспирант Ландау.
-- С тобой можно подержаться за руку? - спросил он.
Зал был битком набит. Первые два ряда заняли академики, члены Отделения. Я узнал Фока. Он сидел со слуховым аппаратом рядом с Ландау. На сцену поставили кресло, и в него сел Капица, положив ногу на ногу. Из-под жеваных брюк виднелись кальсоны, завязанные у щиколоток тесемками. Рядом у доски стоял Дирак. Его я почему-то не запомнил.
-- Нужно ли переводить? - спросил Петр Леонидович таким тоном, который подразумевал, что переводить докладчика не нужно. В те годы мало кто свободно владел английским. Из задних рядов, где сидели аспиранты и студенты, дружно закричали: Нужно, нужно!
-- Лифшиц! скомандовал Капица, и на сцену вышел еще молодой, но уже лысый академик Евгений Михайлович Лифшиц. Дирак рассказывал, Лифшиц переводил, я дрожал. Ждал своего часа.
Но он не настал, этот час. В половине двенадцатого ночи, когда Ландау, стоя у доски, яростно разоблачал Дирака, а Дирак спокойно отвечал, я понял, что спасен. Ровно в полночь Капица встал со своего кресла и объявил:
-- Из-за позднего времени второй доклад (он заглянул в бумажку)... об электретах... так, кажется... переносится на следующее заседание…..

111004_beacons

Date: 2014-02-01 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
спасибо! очень и очень интересно. а продолжение будет? тема ведь очень богатая.

Date: 2014-02-02 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вам спасибо, насчет продолжения не знаю… Если будет импульс...

(no subject)

From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com - Date: 2014-02-02 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com - Date: 2014-02-02 06:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] agathpher.livejournal.com
Ваши посты и фотографии в последнее время заставляют меня беспокоиться, что при отборе аспирантов в вашу группу имеет место быть дискриминация - предпочтение получают миловидные девушки :)

Насчет исправления выступлений корифеев - напомнило фразу из Достоевского - что-то типа "дайте русскому гимназисту карту звездного неба, которую он до того никогда не видел, через три дня он вам ее вернет исправленную и дополненную" (за точность не ручаюсь, но смысл тот:)

Date: 2014-02-02 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Можете не сомневаться, НИКАКОЙ дискриминации, только игра случая и фортуны!

Date: 2014-02-01 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com
Ну, математики тоже могут многое рассказать ...

Date: 2014-02-01 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] clovis3.livejournal.com
А как было у математиков? Докладчика перебивал кто угодно, или всё-таки основное хамство перебивание производил только Гельфанд?

(no subject)

From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clovis3.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com - Date: 2014-02-01 10:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clovis3.livejournal.com - Date: 2014-02-02 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 12:49 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] laima2001.livejournal.com
А я пережила полный раскардаш после доклада на тему:"Искусство Древнего Египта" на семинаре по изучению истории искусств. Организаторами семинара были физики, в частности председателем был Ходыко Ю.В. из института физики АН БССР. Участники семинара -физики, математики, биологи, горстка сотрудников музея древнебелорусского искусства. Темы назначались по списку участников. После этого семинара проблем с докладами по специальности (я физик-оптик) не возникало и с чтением лекций тоже.

Date: 2014-02-02 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вы правы, после такой дрессуры, никакой семинар не страшен! Укращаем любую аудиторию...

Date: 2014-02-01 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com
интересно, а почему в числителе +q-q сокращается, а в знаменателе - нет?

Date: 2014-02-01 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimir-anski.livejournal.com
Они не сокращаются. Перечеркивание может означать произведение 4-х вектора на гамма-матрицы Дирака. Иногда обозначается не перечеркиванием, а шляпкой сверху. И потом, там q и q_1 (точнее p и p_1), так что не сокращаются.
Edited Date: 2014-02-01 09:08 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir-anski.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:20 pm (UTC) - Expand

re:

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir-anski.livejournal.com - Date: 2014-02-01 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 12:53 am (UTC) - Expand

re:

From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com - Date: 2014-02-02 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 04:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com
специальным параграфом надо отметить вошедшие в литературный иврит "кибенемат", обозначающее "очень далеко" и "бабушка" - матрешка... А "балаган" и "бардак" - это просто беспорядки разной степени... Да, еще слово "будке" - маленький домик)))

Date: 2014-02-02 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Еще во многих странах "бабушка" с ударением на у означает "платок"… часто пуховый платок.

Date: 2014-02-01 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] homo-risorius.livejournal.com
Очень интересный рассказ, спасибо.

Date: 2014-02-02 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вам спасибо, Оля! Вы будете в ЦЕРНе летом?

(no subject)

From: [identity profile] homo-risorius.livejournal.com - Date: 2014-02-03 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-04 05:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homo-risorius.livejournal.com - Date: 2014-02-04 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-04 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homo-risorius.livejournal.com - Date: 2014-02-04 06:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimir-anski.livejournal.com
"Русский семинар" это рабочее обсуждение, что полезно и желательно для работы и вредно для информирования публики о конечных результатах. Бывало, что кто-то собрался рассказать законченную работу, но из-за базара и неожиданной фрактализации всеобщего обсуждения даже тезисы не удавалось четко довести до сведения публики.

Date: 2014-02-02 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Чтобы пробиться, надо было наточить мастерство докладчика ☺

Date: 2014-02-01 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] leblon.livejournal.com
Последние несколько лет Дэвид предпочитает играть на банджо.

Date: 2014-02-01 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimir-anski.livejournal.com
Он полюбил струны? ;-)

(no subject)

From: [identity profile] fregimus.livejournal.com - Date: 2014-02-01 11:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:01 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
у моего б. шефа, а ныне мегагранщика [livejournal.com profile] askondrashov'а семинары в его лаборатории в МГУ проходят именно так, несмотря на четверть века в Америке. Я приехал к ним с семинаром, приготовил, понятное дело, PPT минут на 45... На 15 примерно минуте пошло всеобщее обсуждение, аудитория повернула мой доклад туда, куда было интереснее им, а не куда намеревался двинуться я, и часа два продолжался всеобщий треп...

Date: 2014-02-01 10:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Высокому искусству вести семинары я учился у Макарьича, да будет благословенна его память. А его учили Гельфанд и Тимофеев-Рессовский. Главное - громко орать, пока все не наорутся.

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2014-02-02 12:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fizik-teoretik.livejournal.com - Date: 2014-02-02 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com - Date: 2014-02-02 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gineer.livejournal.com - Date: 2015-09-28 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 05:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com
О! Вот он, термин! И можно не бояться! Спасибо, спасибо. Туда и будем стремиться.

Date: 2014-02-02 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Не понял, какой термин вам так понравился? (или наоборот, не понравился?)

(no subject)

From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com - Date: 2014-02-02 03:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 03:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com - Date: 2014-02-02 03:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivan-gandhi.livejournal.com - Date: 2014-02-02 05:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-01 11:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
>>Пожалуй, лишь в нашем миннесотском Институте остались следы русского семинара…

Вы хотите сказать, что и в Москве уже следы стерлись?

Date: 2014-02-02 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Разумеется, про всю Москву не знаю. Она огромная, десятки, если не сотни, институтов. Те два семинара, которые я описал выше, просто тихо умерли...
Edited Date: 2014-02-02 01:03 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 01:28 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-02 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com
Этимологический словарь ;)
1) загоните, пожалуйста через редактирование в тэг
[Error: Irreparable invalid markup ('<img [...] ...>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Этимологический словарь ;)
1) загоните, пожалуйста через редактирование в тэг <img src ...> слово width=600


2) а как насчет этимологии слов:
- власть
- государство
?

Мне от них страшно.
Edited Date: 2014-02-02 01:29 am (UTC)

Date: 2014-02-02 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
власть, заимствование из старославянского. образовано от voldti

государство, образовано от государь.
государь, общеславянское, преобразовано от господарь. оттуда же господин.

п. 1 не понял. зачем надо загонять через редактирование в тэг
[Error: Irreparable invalid markup ('<img [...] ...>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

власть, заимствование из старославянского. образовано от voldti

государство, образовано от государь.
государь, общеславянское, преобразовано от господарь. оттуда же господин.

п. 1 не понял. зачем надо загонять через редактирование в тэг <img src ...> слово width=600?
Edited Date: 2014-02-02 01:48 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com - Date: 2014-02-02 02:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-02-02 02:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com - Date: 2014-02-02 02:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] onkel-hans.livejournal.com - Date: 2014-02-02 02:42 am (UTC) - Expand

Date: 2014-02-02 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
> Обратных примеров - проникновение русских слов на запад - не так много.

Зависит от того, что Вы понимаете под "много". В OED несколько сот слов с русской этимологией, включая слова, о русском происхождении которых мало кто догадывается, напр.: adaptogen, biogeochemistry, capitulationism, disinformation, ethnonym, folkloristics, informatics, textology (http://riftsh.livejournal.com/137245.html) и т.д.

Date: 2014-02-02 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо за коммент. Вы, по-видимому, специалист в лингвистике, а я нет.

На мой скромный взгляд неспециалиста ваши примеры трудно назвать заимствованиями из русского в том смысле, какой я имел в виду в моем посте. Во-первых, это узконаучные термины не употребляемые "нормальными" людьми. Во-вторых - и это самое главное - они построены из готовых иностранных блоков, которые могли быть использаваны для данной конструкции где угодно и кем угодно. Например, textology. Текстус - латинское слово, означающее ткань. Логос - греческое, знание. Возможно, эти два корня и были соединены воедино вместе в России, и вполне допускаю, что профессиональные лингвисты называют это заимствованием из русского, но с моей приземленной точки зрения, это заимствование не из русского.

Вот в русском есть слово гудрон (тяжелая фракция нефти). Пришло оно из Франции в конце 19 или начале 20 века, но я не считаю это заимствованием из французского, поскольку его происхождение - греческое слово адрос, тяжелый.

Научные определения не всегда совпадают с "общечеловеческими". И в физике так же. Если вы несете в руке тяжеленную сумку, то с физической точки зрения вы работы не совершаете, а с общечеловеческой - огого...

Edited Date: 2014-02-02 05:17 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] riftsh.livejournal.com - Date: 2014-02-02 10:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-02-02 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
я прочел с удовольствием все комментарии. только ради одного обсуждения стоит продолжать :-)

Date: 2014-02-02 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2014-02-02 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] nsela.livejournal.com
По ссылке на летучего медведя - закрытый доступ

Date: 2014-02-02 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, сейчас заметил, что у него под замком...

re:

Date: 2014-02-02 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] roman-kr.livejournal.com
Попытка хоть какого обсуждения в жж приводит сразу к многосисечным ( в смысле Л/.И. Брежнева) отфрендам. Хорошо если только первого порядка...

Date: 2014-02-03 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] imgr.livejournal.com
глупый вопрос с сторону: а правда, что Исаак Померанчук был очень аскетичен и спал на раскладушке?

очень интересный пост. спасибо.

Date: 2014-02-05 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Думаю, что он был аскетичен. Слышал, что он ночевал в своем кабинете из-за семейных проблем, но может быть это и легенда...

Руссие заимстовования.

Date: 2014-02-05 04:56 pm (UTC)
From: (Anonymous)
На тех мат. семинарах, что часто бывал - Смирнова и Никольского в Питере, такого
яркого не было, но фмзики всегда были неформальнее. По поводу
PowerPoint-репрезентаций - есть статья Володи Пеллера (Peller) (нет ссылки), о вреде
таких вытсупленрий. Мел и две доски - вот что математикам надо!

Russian: Мой соавтор Tomas Seidman, одесский еврей по родителям, знаen три русских
слова: спутник, водка и тройка. Но к моему удивлению, под тройкой он понимал не
упряжку в ряд, а особый суд 30х годов. А недавно прочел, что есть международное слово
otkat - из артиллерии, а ... ну сами понимаете.
Серге йИванов

Re: Руссие заимстовования.

Date: 2014-02-05 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, тройку я забыл, именно в том смысле, что вы пишите, это слово и используется. Когда недавно в Греции был финансовый обвал, именно "Troika" этот обвал разгребала. Для современного "отката" в английском используется kick-back, уголовно наказуемое преступление, с большим сроком отсидки.

Date: 2014-02-11 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] shkrobius.livejournal.com
Читал про семинары у Эренфеста в Лейдене - по описанию похоже на "русские семинары", со всеми их колоритными особенностями.
http://scitation.aip.org/content/aip/magazine/physicstoday/article/67/1/10.1063/PT.3.2244

Вопрос: это Эренфест набрался такого в 10х годах в Петербурге - или, наоборот, его стиль импортировали в Россию?

Моя догадка в том, что пресловутый "русский семинар" д.б. значительно старше возрастом, чем Ландау; к лишениям советской власти, скорее всего, имеет касательное отношение.

Date: 2014-02-11 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вполне возможно, что вы правы. Спорить не буду потому что не знаю, что сказать...

семинары у лингвистов

Date: 2014-02-12 03:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/frum.html - Фрумкина РМ

Теоретики ПИЯФа

Date: 2015-10-12 11:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо за интересную статью! Говорят, что в ПИЯФе до сих пор проходят такие драматические семинары. Жаль, что очень мало рассказов про ученых из Петербурга, ПИЯФа, грибовскую школу теоретиков, материалов Зимних школ ПИЯФ. Приходится собирать, что называется, с миру по нитке. А вот одна из самых знаменитых работа Грибова:
http://www.twirpx.com/file/1681763/

Profile

traveller2: (Default)
traveller2

July 2023

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 09:19 am
Powered by Dreamwidth Studios