Стратегия успеха
Feb. 20th, 2014 12:07 pm
✷ Сережа Дубовский, Нью-Йоркский университет, на прошлой неделе у нас в институте был его семинар.
Представьте себе, что перед вами промчался курьерский поезд, ну например, TGV Париж-Брюссель или Шинкассен Токио-Киото. Догоните ли вы его на своих двоих?
Ко мне иногда приходят молодые люди и просят задачу для диссертации. Я им объясняю, что начинать карьеру надо с тех областей, которые только что зародились, которые опытным физикам представляются интересными, но людей переключившихся на эту область пока еще немного. Подобную стратегию можно сравнить с поиском грибов в новом лесу. Если о нем еще особо не знают, и вы в первом ряду грибников, то большая вероятность, что вы вернетесь с великолепно заполненной корзиной. Если же вы пойдете в лес, который до основанья истоптан предшественниками, да еще выйдете после полудня и без особых навыков и чутья, вернетесь домой ни с чем.
Точно так же в теоретической физике. Если у вас есть искра божья, ищите новую дорогу или тропинку, по которой еще никто не ходил. Начинать новую тему, пусть даже не великую теорему Ферма, гораздо лучше, чем толкаться локтями в среди толпы догоняющих. В первом случае и радость от работы, вдохновение, выше и шансы на успех более весомые, да и цена успеха не сравнима с тем на что можно рассчитывать в пятом эшелоне.
Лирическое отступление. То же самое и в бизнесе. Если вы аутсайдер, безумно начинать бизнес и надеяться на успех соревнуясь с Мерседес Бенц. Догнать их автоинжиниринг невозможно. Но вот если вы начнете строить что-то новое, например, Теслу, то шансы есть и немалые… В свое время именно так поступила Нокиа, сменив направление на мобильные телефоны, только начинавшие появляться на рынке. Правда, пара ошибок и бег на месте их подкосили, но 20 звездных лет у них было.
✷ Рисунок

Вернусь к науке. Значит ли это, что открытий в "старых" областях не бывает? Нет, не значит. Например, сэр Майкл Берри открыл фазу Берри в квантовой механике спустя 60 лет после создания квантовой механики. Или Юрий Гольфанд открыл суперсимметрию в квантовой теории поля полвека спустя создания квантовой теории поля. И в том и другом случае первооткрыватели были сложившимися учеными, с именем и положением, которые до мельчайших деталей и тонкостей знали историю развития "их" предмета и понимали, на что идут. Такие открытия - редкое исключениe, но и цена успеха тут особая.
Есть еще класс людей, пытающихся ниспровергнуть существующую теорию, не потому что они глубоко проникли в суть предмета и нашли тонкий прокол незамеченный отцами-основателямии, а по другим причинам. Как правило, они считают, что все их предшественники в данной области глупее их самих. "Вот я, непризнанный гений, осчастливлю наконец человечество, и будет мне слава и почет!" На самом деле, они мало что знают, но думают, что знают все. В ИТЭФе таких называли патологами, а на западе crackpots, т.е. треснутые горшки. По большому счету, мне их жалко...
Бывают и другие причины. Довольно распространены попытки ниспровергнуть Эйнштейна по причине скрытого или открытого антисемитизма. Например, академик Логунов, бывший ректор МГУ, член ЦК КПСС, придумал альтернативную теорию гравитации и даже ввел ее обязательное преподавание в МГУ. В линейном приближении она совпадала с эйнштейновской, но нелинейные члены были другими. В логуновской теории, например, не было места черным дырам. В условиях Советского Союза только Зельдович и Фаддеев посмели его открыто критиковать. Разумеется, сейчас, когда существование черных дыр надежно установлено, эта страница в истории физики кажется анекдотом.

Крышесрывательные письма "патологов" приходят наверное во все институты мира. Вот небольшой отрывок из воспоминаний Б.Л. Иоффе "Особо секретное задание: из истории атомного проекта в СССР":
"Где-то в 1951 или 1952 году Абрам Исаакович Алиханов вызвал Галанина, Рудика и меня, сказав, что просит нас написать заключение на секретный отчёт. Фамилия автора была нам неизвестна, а содержание отчёта состояло в объяснении устройства атомных ядер. К отчёту был приложен ящик с искусно изготовленными деревянными деталями, из которых можно было, согласно теории автора, составлять ядра. Но главное во всём было то, что на титульном листе имелась резолюция: „Акад. А.Н. Несмеянову. Прошу представить заключение. Берия“. Далее шла резолюция Несмеянова, тогда президента Академии наук, адресованная Алиханову. Абрам Исаакович, понимая наши чувства, сказал: „Напишите то, что думаете. Я подпишу, пойдёт за моей подписью“. После этого написать отзыв не составляло труда. Отзыв ушёл — и ничего. Уже потом я узнал, кто был автор: начальник лагерей на Колыме. Это объяснило всё — и подпись Берии, и хорошо выпиленные деревяшки."
Один такой случай врезался мне в память, и сейчас поймете почему. Где-то в конце 1970х-начале 80х в ИТЭФ по почте пришла книжка, напечатанная на эксклюзивной бумаге, в кожаном переплете с тиснением. В правом верхнем углу было вытеснено "ХХХ Съезду КПСС посвящается (не помню уж точно, какой это был съезд). Внутри содержалась обскурантисткая и безграмотная теория Всех Элементарных Частиц. Книжка была спущена нам сверху на рецензию.
Сейчас издание любой книги за свой счет дело плевое. Но в те времена издать книгу без одобрения 25 инстанций было невозможно, тем более на мелованной бумаге и в кожаном переплете. Автор явно был не простым человеком.
Поскольку времена были иные, после просмотра на семинаре решили - отклонить без длинных пояснений.
Патологов не следует путать с самородками. Самородки появляются неизвестно откуда, быстро и лучше других учатся, глубоко проникают в суть предмета, к ним приходит заслуженное признание, а они следуют своим путем, и теперь уже другие учатся у них. Саша Мигдал называл таких людей чудиками и когда-то предлагал установить для них специальную премию. Первыми кандидатами были Будкер и Липатов. К сожалению, эта идея не нашла продолжения.