traveller2: (Default)
[personal profile] traveller2
Итак, подвожу итог обсуждению в:
http://traveller2.livejournal.com/428713.html
http://traveller2.livejournal.com/428872.html
http://traveller2.livejournal.com/429233.html
По-видимому, никто из профессиональных историков и/или экономистов не исследовал систематически вопрос о том том какова была средняя (медианая) месячная зарплата в СССР/России и стоимость потребительской корзины, по годам. Вопрос этот имеет смысл только для 1935-40 и 1947-2014 годов, поскольку вне этих двух интервалов действовала карточная система распределения. Даже грубая оценка с точностью до фактора 1.5 была бы очень полезна для понимания прошлого и проекции на будущее.

В частности, удалось бы хоть как-то привязать рубль к доллару, вместо бессмысленных официальных курсов (до войны 10 коп. за доллар, при Хрущеве-Брежневе 60 коп. за доллар).

С помощью френдов (большое вам спасибо!) удалось выяснить следующее.

В 1936 году средняя зарплата была 250-350 руб/мес. Профессор в университете получал от 600 до 1000 рублей, доцент 350 руб, студенческая стипендия 130 руб. Шахтер получал как профессор, а чернорабочий как студент.

Стоимость товаров (когда они были в продаже)

Пара мужской обуви массового производства 120 руб.
Костюм мужской массового производства 150 руб.

Сапоги мужские люкс 1000 руб
Костюм мужской люкс 500 руб.

Мясо 10-12 руб/кг
Картофель 3 руб/кг
Сахар 5 руб/кг

Пришвин пишет, что в связи с массовой высылкой кулаков и буржуазных элементов в Сибирь стоимость жилья резко упала: приличный дом можно было купить за 7000 руб.

Судя по зарплате, я заключаю, что коэффициент пересчета для 1986 года примерно 1/2, а для 2014 примерно 100.

Отсюда видно, что в 1986 году люди жили несколько (незначительно) богаче, чем в 1936, а в 2014 в 3-5 раз богаче. Это не относится к жилью. Кооперативная квартира (в Москве) в 1986 году в среднем стоила 15000 руб. Сейчас скромная квартира на окраине Москвы стоит 200000 долларов или 10 миллионов рублей. Т.е. по жилищной линии уровень покупательной способности значительно упал по сравнению с 1936 годом.

Спрашивается, куда пошли все неимоверные жертвы поколений моих дедов и родителей?

Для сравнения. В США в 1936 году еще не кончилась Большая депрессия, и средние доход на семью был меньше, чем в 1930. Средний годовой доход на семью был ок. 2000 долл. (ок. 32 тыс. современных долларов), литр бензина 2.5 цента (40 центов в совр. долл.), стоимость дома 4000 дол
(70 тыс. в совр. ценах), буханка хлеба 8 центов (1.3 совр. дол), автомобиль Studebaker 665 долл (ок 10. тыс совр. долл). Современный годовой средний доход на семью 60 тыс. долл, средняя стоимость дома 150-200 тыс. долл (дома стали, гораздо просторнее, в два-три раза), хлеб, бензин и автомобиль - грубо говоря - без изменений.

Еще раз, большое спасибо, дорогие друзья. Ваши комменты очень помогут мне при редактировании книги.

Ну а аспирантам, за дело, в архивы!

Date: 2015-01-22 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
У Вас есть важная оговорка: "когда они были в продаже". В условиях постоянного дефицита номинальные цены едва ли можно использовать в качестве надежного измерителя потребительской корзины. Дефицит порождал рыночные (спекулятивные) цены, оценить которые - задача куда как непростая.
Edited Date: 2015-01-22 04:09 pm (UTC)

Date: 2015-01-22 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
да, но все-таки большинство покупок делалось в магазинах по ценнику.

Date: 2015-01-22 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Как мерить большинство. Пример: пара обуви в магазине стоила (условно) 10 рублей/пара. Однако жена время от времени должна покупать сапоги за 150 рублей. Такие же примеры можно привести с продуктами питания, которые время от времени приходилось покупать на рынке или переплачивая продавцу. В городах с хроническим дефицитом продуктов питания (мясо, колбаса) публика отправлялась в экспедицию в Москву/Ленинград. Транспортные расходы плюс время необходимо учитывать. Боюсь, денежная интегральная оценка будет не в пользу количествнного "большинства".

(no subject)

From: [identity profile] tan-y.livejournal.com - Date: 2015-01-22 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com - Date: 2015-01-22 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] provokatorz.livejournal.com - Date: 2015-01-22 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-22 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-22 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-22 11:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-22 07:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-01-22 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Согласен, что в социалистической экономике дефицита, черного рынка и т.д. все непросто.
Но я ведь написал "хорошая диссертация" а не путинская. Надо хорошо поработать.

Date: 2015-01-26 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Конечно, это непростая задача. Тем больше почета тому, кто ее решит, или хотя бы начнет решать!

Date: 2015-01-22 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-heldge.livejournal.com
Это безумие, потому что стоимость потребкорзины (как и рацион) принципиально различались в зависимости от места жительства и социального статуса.

Date: 2015-01-22 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Но можно же (и нужно!) найти средние величины, пусть по 3-4 категориам...

Date: 2015-01-22 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-heldge.livejournal.com
Я в комментариях к одному из постов написал про работы специалистов по данной тематике. Но вообще это похоже на вычисление средней температуры по больнице.

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-22 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-heldge.livejournal.com - Date: 2015-01-23 02:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-heldge.livejournal.com - Date: 2015-01-23 02:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] duchifat.livejournal.com - Date: 2015-01-23 04:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-01-22 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Хм. Обсуждение я ненароком пропустил, но вообще-то тема мне представляется требующей крайней осторожности, поскольку такие сравнения крайне - и это еще очень, очень мягко сказано - затруднительны методологически. В первую очередь из-за отсутствия сколько-нибудь надежной статистики, коей в СССР так и не случилось до самого его конца, причем минимум по трем причинам: искажения, обусловленные идеологически; искажения, обусловленные нерыночной мотивацией хозяйствующих субъектов; искажения, обусловленные крайне низким, оч.часто до негодности, качеством исполнителей. Ну и еще куча факторов, которые делают результаты подобных подсчетов почти наверняка спекулятивными.

Date: 2015-01-22 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вы все правильно пишете. Согласен, что в социалистической экономике дефицита, черного рынка и т.д. все непросто. Но я ведь написал "хорошая диссертация" а не путинская. Надо хорошо поработать. Ок, может, не одному аспиранту а 3-4м,

Date: 2015-01-22 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Аспирантский ли это уровень? Там, имхо, речь не о методике, но именно о методологии, и, кажется, с прямым выходом на сравнения в реалтайме, с чем сейчас проблемы серьезнейшие (например, показатель ВВП имеет неустранимые недостатки, отчего пользуются им для сравнений исключительно за отсутствием чего-то лучшего). Оч.м.б., что при удаче имеем прямой выход на Нобелевку, причем безо всяких шуток. Да еще и на памятник рядом со статуей Свободы, и как бы не повыше ее раз в десять - выведение науки экономики из состояния алхимии вполне того заслуживает.
Edited Date: 2015-01-22 11:32 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-01-22 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Полезные ссылки:

Средние зарплаты, номинальные, в кг картошки и в долларах, с 1853 по 2013 годы:

http://opoccuu.com/wages.htm

Сколько каких товаров можно было купить на одну зарплату:

http://www.opoccuu.com/tseny.htm

цены и зарплаты в 30-е годы

Date: 2015-01-22 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо. Впечатляюще. Получается что по ППС с 1913 по 2013 подешевели только водка, мука и яйца. За что боролись? А как же Великая индустриализация и Великий кормчий?
Шутка...

Date: 2015-01-22 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Мой коммент отмечен как спам, поскольку содержит ссылки. Не бойтесь, они безвредные :)

Date: 2015-01-22 09:22 pm (UTC)
oder_k: (Default)
From: [personal profile] oder_k
Хм, я подобные расчеты делал когда-то, сравнивая предреволюционную зарплату рабочих в Петербурге со своей аспирантской стипендией в Черноголовке:
http://oder-k.livejournal.com/23639.html
Данные для сравнения были взяты из книжки Джона Рида "10 дней, котрые потрясли мир", издания 1957 года: http://scepsis.net/library/id_1545.html

Date: 2015-01-26 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
И к какому выводу вы пришли в вашем сравнении?

Date: 2015-01-26 04:16 pm (UTC)
oder_k: (Default)
From: [personal profile] oder_k
Ну, там же по ссылке выше примерно уже сформулировано:
"...что материальное положение моей семьи на седьмом десятке лет после великого пролетарского восстания примерно соответствовало материальному положению разгневанного петербургского пролетариата как раз накануне этого самого восстания - в военном, голодном и хаотическом августе-октябре 1917. "

К такому выводу, что петербургский пролетариат в таких экономических условиях устроил революцию. Год был 1982, через несколько месяцев умер Брежнев, и я хорошо помню, что первое, что я подумал, услышав эту новость по радио было: "Ну, теперь, наконец, начнется!"...

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] oder_k - Date: 2015-01-26 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] oder_k - Date: 2015-01-26 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-26 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 8aetherous8.livejournal.com - Date: 2015-02-13 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-02-14 03:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 8aetherous8.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:41 am (UTC) - Expand

Date: 2015-01-22 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я в шоке.

Date: 2015-01-26 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Ира, мне хочется вас успокоить.

Хотя... Каждый раз, когда я погружаюсь в подобные темы, настроение у меня портится. Решил сделать перерыв 😊

Date: 2015-01-28 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Вы меня успокоили))))
Просто мне и в голову не могло прийти, что между уровнем жизни в 30х и 80х нет большого разрыва

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2015-01-28 08:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-01-22 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] duchifat.livejournal.com

Судя по зарплате, я заключаю, что коэффициент пересчета для 1986 года примерно 1/2


По-Вашему получается в 1986 году

Стоимость товаров (когда они были в продаже)
Пара мужской обуви массового производства 60 руб.
Костюм мужской массового производства 75 руб.
Сапоги мужские люкс 500 руб
Костюм мужской люкс 250 руб.
Мясо 5-6 руб/кг
Картофель 1.5 руб/кг
Сахар 2.5 руб/кг

Мне кажется, подешевле было, если брать цены в магазине (а не рыночные или у спекулянтов). Сапоги мужские за 500 руб, я о таком не слыхал никогда. Мясо тоже подешевле, 2-3 руб (когда оно было).

Date: 2015-01-23 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Так я же и написал, что в 1986 было несколько лучше.
Сапоги мужские уже никто не носил. По костюмам и обуви все совпадает. Мясо действительно стоило вдвое дешевле, и сахар тоже.

(no subject)

From: [identity profile] istorychka.livejournal.com - Date: 2015-01-23 08:14 am (UTC) - Expand

Date: 2015-01-23 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] paulpaladin.livejournal.com
//Вопрос этот имеет смысл только для 1935-40
Карточки отменили в 21 году (НЭП, декрет о свободе торголи)
Снова ввели в 31 году (НЭП практически закрывается в 30-м)
Снова отменили в 35 (подняли цены по карточкам до коммерческих)

Потом карточки до войны не вводили, но практиковали отпуск "в одни руки" - 200гр. масла, 0,5 кг колбасы, 1 кг мяса
при огромных очередях

Date: 2015-01-25 06:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
Михаил Аркадьевич!

Вы писали, что отмечаете Хануку. Это очень удивило меня.

Это для Вас традиционный праздник или Вы верующий?

И почему не христианин (мне казалось, христианство как-то ближе было бы Вам). Вот М.Кацнельсон православный...

Но всё равно это всё как-то удивительно для физика...

Date: 2015-01-26 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я отмечаю Хануку, Passover, и Судный день. Но это не значит, что я религиозен в общепринятом смысле слова.

Profile

traveller2: (Default)
traveller2

July 2023

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 11:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios