traveller2: (Default)
[personal profile] traveller2


На этом наброске слева вы видете Адлена Ишера (Adlene Hicheur), физика-экспериментатора из Франции, работавшего в коллаборации LHCb в ЦЕРНе. Адлен Ишер родился в Алжире. В 2009 году он был арестован, после того как полиция перехватила его электронные послания агенту Аль Каиды. В них Ишер писал, что хочет вступить в "активно действующую террористическую группу" для терактов во Франции. Несколько дней назад суд признал его виновным. В добавок ко времени, которое он уже отсидел, ему осталось провести за решеткой 2 года.

Для тех, кто не знает: ЦЕРН - самая продвинутая лаборатория в мире (в области высоких энергий), самая престижная в Европе, и самая высокооплачиваемая. Зарплата постоянных сотрудников колеблется в интервале от 10 до 15 тысяч шв. франков в месяц и выше. К тому же, они (эти сотрудники) имеют полу-дипломатический статус, не платят никаких налогов (ну, то есть, вообще никаких!), покупают бензин за полцены, и т.д.

Но я сейчас не о материальном аспекте. Как может человек, посвятивший себя высшему достижению человечества - науке - свернуть на путь абсолютного, беспросветного черного зла? Этот вопрос занимает меня уже много лет, после того как я прочел, что Вернер Гейзенберг, величайший физик, один из отцов-основателей квантовой механики, после прихода Гитлера к власти добровольно возглавил немецкую атомную программу. К счастью для человечества, программу эту он запорол: сначала грубо ошибся в расчете критической массы урана, потом доверился экспериментаторам, сделавшим грубую ошибку в измерении сечения абсорбции нейтронов. Кстати, Ферми в Чикаго сначала тоже сделал ту же ошибку, но немного подумав, быстро понял, что результат неправильный, в чем ошибка и как ее исправить. В результате, Манхэттенский проект в Америке, который был начат почти на 3 года позже немецкого, был завершен летом 1945 года, а у немцев к концу войны был полный пшик и никакой атомной бомбы. Гитлер, собственными безумными идеями, до основания разрушил немецкую теоретическую физику, которая до него доминировала в мире, а после него так никогда и не восстановилась, и вряд ли восстановится в будущем. Недаром говорится, что кадры решают все™


Гейзенберг в центре. Слева Бор, справа Паули. Через несколько лет Бора переправили в Лос Аламос, где он работал над Манхэттенским проектом. Его мать была еврейкой, и ему грозила отправка в лагерь смерти. Датчане нелегально, на рыбацкой лодке, перевезли его в Швецию.


Но это я отвлекся. Возвращаюсь к Гейзенбергу. Что привело меня к этой теме?

В июле 2001 года моему бывшему научному руководителю, Борису Лазаревичу Иоффе, предстоял 75-летний юбилей.


Этот снимок Иоффе я сделал пару лет назад в Триесте.

Я решил сделать ему подарок, издать Festschrift, том научных работ так или иначе связанных с деятельностью Иоффе. Написал своим друзьям по всему миру и предложил им поучаствовать, написать обзорную статью посвященную Иоффе. Ответ на эти письма меня ошеломил. Согласились все! А некоторые захотели написать по две статьи. В результате получилось четыре тома.




Первый том открывается воспоминаниями Иоффе, озаглавленными "Страницы прошлого", которые я помогал перевести на английский. Будучи совсем молодым человеком, прямо с институтской скамьи, Иоффе попал в советский атомный проект, правда, уже на стадии водородной бомбы. Он хорошо знал и Андрея Дмитриевича Сахарова, и Якова Борисовича Зельдовича, и Исаака Яковлевича Померанчука, и Виталия Лазаревича Гинзбурга, и других первопроходцев - молодых энтузиастов, сделавших водородную бомбу для Сталина по сути дела даже чуть раньше американцев.

У меня не было сомнений в том, что Сталин такой же преступник, как и Гитлер. И я задал себе вопрос: когда эти блестящие умы, лучшие из лучших, делали водородную бомбу, что они об этом думали? И думали ли вообще? Я перечитал множество книг об атомных проектах США и СССР, о немецкой атомной программе, которую и возглавил Гейзенберг, кое-что о французской бомбе и ту одну-единственную книгу о китайской атомной бомбе, которую удалось найти в библиотеке на английском. Потом я беседовал на эту тему с Борисом Лазаревичем, и он мне многое объяснил …

Кстати, в "китайской" книге я вычитал, что два высокопоставленных начальника в китайской атомной программе в начале 1950х приезжали в Москву учиться … у Бориса Лазаревича Иоффе. Он их узнал.

Date: 2012-05-05 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-kozak.livejournal.com
Отрадно, когда встречаются действительно мудрые люди на жизненном пути!
А книги, те паче посвященные трудам учителя - отличный дар!

Date: 2012-05-06 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, я делал этот четырехтомник на большом подъеме. Борис Лазаревич был тронут.

(no subject)

From: [identity profile] olga-kozak.livejournal.com - Date: 2012-05-06 11:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-05 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] elenat.livejournal.com
Очень интересно. Спасибо.

Date: 2012-05-06 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вам спасибо.

Date: 2012-05-05 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lelia-br.livejournal.com
>Потом я беседовал на эту тему с Борисом Лазаревичем, и он мне многое объяснил …

Ну и на самом интерсном месте многоточие! Если не секрет, что он сказал в общих чертах?

Date: 2012-05-06 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] azonips.livejournal.com
\и он мне многое объяснил …

так не честно...

Date: 2012-05-06 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я ответил выше, вкратце. Потом напишу подробнее.

(no subject)

From: [identity profile] azonips.livejournal.com - Date: 2012-05-06 09:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-06 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
сколько волка не корми, он все в лес смотрит
у нас в универе когда-то ( впрошлом веке) училась большая, сплоченная, молчаливая группа арабов по специальности "взрывчатые вещества". Потом они коллективно куда-то делись. До сих пор думаю: как допустили такое?

Date: 2012-05-06 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] kotirka.livejournal.com
насколько я помню, им ещё и оплачивали обучение - были такие программы помощи развивающимся странам...:(

(no subject)

From: [identity profile] barzel.livejournal.com - Date: 2012-05-06 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 06:13 pm (UTC) - Expand

например

From: [identity profile] barzel.livejournal.com - Date: 2012-05-07 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2012-05-06 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com - Date: 2012-05-07 12:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-07 02:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-06 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Правд, вообще-то, много.
И многие из них переходят в разряд кривд только после экспериментальной проверки.
Но да, крайне интересно, что по этому поводу сказал мудрец?

Date: 2012-05-06 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я ответил выше, вкратце. Потом напишу подробнее.

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2012-05-06 05:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-06 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
с ума сойти - биография у тебя, мы на Иоффе токо снизу-вверх смотрели...:))
и, что он сказал то...???
а талант и дьявол частенько совместимы - вспомни Менгеле и пр...хотя это редко - IQ сильные барьеры ставит...

Date: 2012-05-06 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] steissd.livejournal.com
Ну, Сахаров (который на тот момент ещё не успел стать антисоветчиком) как-то сильно удивил военных своим проектом ядерной торпеды в 20 Мт эквивалента. Они офигели от кровожадности сутулого «ботаника».

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 05:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-06 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] kuzya-64.livejournal.com
А дальше ?!))

Date: 2012-05-06 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я ответил выше, вкратце. Потом напишу подробнее.

Date: 2012-05-06 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] fotiniya-ru.livejournal.com
вчера пересмотрела "девять дней одного года"...
гениальные учёные всёже люди одержимые. да. порою ломающие всё на своём пути. но без таких людей нет движения вперёд. хотя никто не знает конечной точки этого "вперёд"....

Здравствуйте, Миша!

Date: 2012-05-06 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Добрый день Света. Можно сказать, что одержимые, а можно, что ненормальные. Когда-то Саша Мигдал сказал, что мы все живем на грани между открытием и сумасшедшим домом, и чаще люди скатываются направо...

Date: 2012-05-06 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] iitkin.livejournal.com
Ну так не честно. Напишите хотя бы в кратце, что сказал вам Борис Лазаревич!
(Я этим вопросом какое то время тоже задавался. Потом, повертевшись в академических кругах пришел к выводу, что блестящий ум сам по себе, моральные качества сами по себе и "не судя человека, не оказавшись в его шкуре").
Насколько правильно я понимаю, что создание атомной и водородной бомбы Советским союзом было необходимостью? (например слышал однажды на лекции Исраеэля Оймана, что фон Нейман сразу после Японии предлагал сбросить бомбы на СССР, до того, как коммунисты обзаведуться своими)

Date: 2012-05-06 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я ответил выше, вкратце. Потом напишу подробнее. Про фон Неймана не знаю. Оппенгеймер (научный руководитель Манхэттенского проекта) сразу после войны заявил, что все работы в этой области должны быть свернуты. Теллер, переживший в 1919 году ужасы коммунизма в Венгрии, настаивал на продолжении. У Оппенгеймера в итоге отобрали допуск, и он переехал в Принстон. Жолио Кюри, создатель французской атомной бомбы, был коммунист и сторонник Мао. Он считал что соответствующая технология должна была быть передана Китаю тоже, и реально сделал это на секретной встрече со своим бывшим китайским сотрудником, которого китайцы отозвали в 1949 году из Франции на родину. Станислав Улам, чья семья вся погибла в Польше, разделял взгляды Теллера, а не Оппенгеймера, хотя большинство американских физиков было на стороне Оппенгеймера. В общем, ситуация после 1945 года была непростая, но во время войны однозначно люди, работавшие над этим проектом в "Аразамасе"/Сарове делали благое дело.

(no subject)

From: [identity profile] iitkin.livejournal.com - Date: 2012-05-07 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iitkin.livejournal.com - Date: 2012-05-07 06:59 am (UTC) - Expand

Нужны ли корпорациям люди?

Date: 2012-05-06 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] schegloff referenced to your post from Нужны ли корпорациям люди? (http://schegloff.livejournal.com/610672.html) saying: [...] ровала в мире, а после него так никогда и не восстановилась, и вряд ли восстановится в будущем. [...]

Date: 2012-05-06 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] vls-777.livejournal.com
У меня не было сомнений в том, что Сталин такой же преступник, как и Гитлер -- Это уже диагноз ...

Date: 2012-05-07 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dm-kalashnikov.livejournal.com
Это чисто интеллигентское. Солженицын и прочее.

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-26 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-26 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-26 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nibope.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-06 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] ashkotin.livejournal.com
Психология и логика войны, врага, битвы довольно заразительна особенно для подростков, правда позже иногда шизофренична. Заразительна и идея коммунизма.
Но интересны конечно детали. Так что "а из зала кричат: - Давай подробности". Если можно так выразиться:-)

Date: 2012-05-06 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] nestoklon.livejournal.com
Думаю, они думали приблизительно так:

После того, как все наши испытания завершились, в Лос-Аламосе царило невероятное возбуждение. Все устраивали вечеринки, и мы присутствовали на каждой. Я разъезжал на джипе, играл на барабанах и все такое прочее. Но один человек (я помню, это был Боб Вильсон) все время оставался угрюмым.
Я спросил его: "Чем ты недоволен?" Он ответил: "То, что мы сделали - ужасно".
"Но ведь ты же это начал, и ты втянул нас в это".
Понимаете, что случилось со мной и со всеми нами: Мы начинали все это с хорошими намерениями, а потом работали, вкладывая в это все силы, доводя все до совершенства. Это доставляло удовольствие и воодушевляло, и мы перестали думать о чем-то еще. Просто остановились. Боб Вильсон был единственным, кто все еще продолжал думать об этом до настоящего момента.
Я быстро возвратился к цивилизации после работы в Лос-Аламосе и поехал преподавать в Корнелл. Первое мое впечатление было очень странным. Не смогу это хорошо объяснить, но мои чувства и переживания стали гораздо сильнее, чем раньше. Например, я мог сидеть в ресторане в Нью-Йорке, смотреть на соседние здания и думать, насколько велик был радиус поражения от бомбы в Хиросиме и тому подобное... Как далеко отсюда 34-ая улица?.. Все эти здания, если они разлетятся в прах... Я шел по улицам, видел людей, которые строили мост или новую дорогу, и думал: они безумцы, они совершенно не понимают, для чего делают все это, ведь это бесполезно и бессмысленно.

Date: 2012-05-06 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Я там выше кое-что написал, а потом еще напишу, поподробнее. Спасибо за ваш комментарий. Кстати, эту книжку Фейнмана (точнее около 1/3) я когда-то впервые перевел на русский и напечатал в Науке и жизни. А по одноj из глав был снят фильм (Infinity).

Date: 2012-05-06 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Очень хотелось бы прочитать продолжение. В какой момент эти люди поняли, что работают на людоеда, и как они оправдывали себя после этого ?
(У вас там случайно не опечатка, Пуали вместо Паули ?)

Date: 2014-06-29 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Конечно, Паули. Извините.

Date: 2012-05-06 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Интересно, как такие ошибки надолго остаются незамеченными. Что ж там у Гейзенберга некому было проверить его расчеты?

Date: 2012-05-06 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Знаете, это их немецкая ментальность подвела. Гейзенберг был гений, а потому бог. Бог безгрешен. Судя по всему, что я читал, никому даже в голову не пришло его проверять. В Америке такое бы никогда не прокатило. Кроме того, учтите, что после исхода всех несогласных с Гитлером физиков, всех евреев, полу-евреев и четверть-евреев, в Германии осталось не так много теоретиков, работающих в этой области, и все они были слабее Гейзенберга, как правило, намного слабее. В СССР было все иначе. Была очень сильная (хотя и не такая большая как в Лос Аламосе) группа, почти все они были на уровне. Скажем если бы Сахаров ошибся, эту ошибку немедленно выудил бы Зельдович или Гинзбург.

(no subject)

From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com - Date: 2012-05-06 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-06 09:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dm-kalashnikov.livejournal.com
Насколько я знаю, немцы изначально не ставили перед собой задачу сделать именно бомбу. Скорее реактор.

Date: 2012-05-07 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Вы знаете неправильно. Эту легенду придумал Гейзенберг после войны, чтобы хоть как-то отбелиться. Это ему не помогло. Практически никто из иностранных физиков ему руки не подавал. Почитайте Farmhall Transcripts. Это записи разговоров членов "Уранового клуба", когда они все были интернированы в Англии, между собой. Они думали, что их никто не слышит, поэтому говорили откровенно. Все ясно и однозначно: они *хотели* сделать бомбу, но кишка оказалась тонка.

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-07 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] traveller2.livejournal.com - Date: 2012-05-07 02:47 pm (UTC) - Expand

Атомная бомба гитлера

Date: 2012-05-07 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] ckotinko referenced to your post from Атомная бомба гитлера (http://ckotinko.livejournal.com/122390.html) saying: [...] ровала в мире, а после него так никогда и не восстановилась, и вряд ли восстановится в будущем. [...]

Date: 2012-05-09 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] a-lazar.livejournal.com
Ценности кшатриев отличаются от ценностей брахманов.
Adlene Hicheur долго пытался быть ученым, но оказалось, что он воин.
А ученые и подвижники обычно плохо понимают правителей и воинов.

Главной ошибкой мировоззрения современного человека является тотальный прогрессизм.
А прогресс имеет место далеко не везде.
В науке - да, в технологии - да, в доступности информации - да.
А вот в мировоззрении, в идеологии, в политической практике, - преимущественно, нет.

"Как может человек, посвятивший себя высшему достижению человечества - науке - свернуть на путь абсолютного, беспросветного черного зла?"
Да пофиг кшатриям наука.
Высшее достижение для них - победа и власть.
А наука важна как раз в области разработки лучшей стали и технологии ковки для клинка и прочих ТТХ авианосных ударных групп.

Date: 2012-05-09 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
С моей точки зрения Адлен Ишер не воин, а преступник и ублюдок.
Прогресс в моральной сфере всегда происходит медленнее, чем в научной/технической, но он происходит. То, что казалось нормальным во время 2-ой мировой, сейчас неприемлимо.

(no subject)

From: [identity profile] a-lazar.livejournal.com - Date: 2012-05-09 06:57 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] vls_777 referenced to your post from Случай так называемого вранья © (http://vls-777.livejournal.com/1368522.html) saying: [...] ;постов;  † каждый раз = 1 [...]
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Немного об истории отъезда Бора из Дании
http://jenya444.livejournal.com/250006.html

Profile

traveller2: (Default)
traveller2

July 2023

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 02:18 am
Powered by Dreamwidth Studios