(no subject)
Oct. 30th, 2012 11:23 pm
Сегодня проснулся около семи, солнце только встало, и разноцветье в окне было фантастическим. По этому случаю решил (а) с утра не ходить в университет, а пойти на часок в парк, (б) вечером (т.е. сейчас) написать о чем-нибудь веселом. Солнышко, ветерок, запах поздней осени…


Но день как-то не заладился. Пришел аспирант, которому я дал задачу три недели назад, предполагая, что он разберется за пару дней. Сообщил мне, что ему надо еще несколько недель. Потом пришел постдок, и в разговоре с ним выяснилось, что все что мы обсуждали последние несколько дней - ерунда. Потом я запутался в своих собственных вычислениях. Плюнул, полез в ЖЖ, чтобы развеселиться. И вот ... оказывается сегодня День памяти жертв политического террора. Все пишут о злодее Сталине. "Развеселился"...
На самом деле, Сталин был самым последовательным и дальновидным - можно сказать, проникновенным - коммунистом. Первым понял, что когда вся экономическая система в руках государства и все управление идет из центра (социализм!), нет никакой положительной мотивации для хорошей работы. Единственная эффективная мотивация - отрицательная: страх до мозга костей, страх в каждой клеточке мозга. Такой страх, который можно обеспечить только массовым и ничем не ограниченным террором. И Сталин его обеспечил в полной мере. Можно сказать, гениально. Страх пережил гения всех времен и народов лет на пятнадцать-двадцать, и только потом, постепенно стал сходить на нет … вместе с экономикой. Законы природы не обманешь.
Заглянул в http://lists.memo.ru/index.htm , на свою фамилию нашел там ровно сто человек, евреев, немцев, поляков, молодых и старых, высокообразованных и безграмотных, сторожей, портных, инженеров… Примерно треть расстреляли по 58-ой, некоторых расстреляли как шпионов, треть отправили в лагеря, и треть (в основном немцев и поляков) в ссылку, как спецпереселенцев. Посмотрел на мамину фамилию. "Всего" шесть человек: белорусы, литовцы и поляки. Зато из шести арестованных пять расстрелянных.
М
Date: 2012-11-01 01:36 pm (UTC)Однажды знакомый из ФСБ ей сказал,что слава Богу,что страшная судьба обошла её стороной.И что она не может только по себе судить про весь народ.Были нечеловеческие ситуации,когда никто не мог помочь и ничего нельзя было сделать,чтоб спастись.
Мама как-то притихла,а то она доказывала,что всегда можно остаться человеком в любых условиях,можно добиться,доказать истину.Вот,мол,её отца оправдали.
Но был и другой эпизод.Уже с фашистами.Когда этот же отец-учитель сказал немецкому офицеру в лицо,какой он подлец.Ночью отца увезли на расстрел.Чудом спасся.И после этого удара уже не мог оправиться.Заболел,а,главное,пал духом.Всё повторял,что немцев не одолеть.А до этого был оптимистом.
Так и моя мама,как и все россияне,она просто не представляла ни масштабов,ни глубины всех ужасов репрессий.
По линии моего папы вся родня хранила молчание и только в перестройку рассказали свои тайны.Оказалось,что мть папы-полька (или польская еврейка).Поэтому нельзя было хранить фотографии,документы,переписываться с роднёй.Я,конечно,мало что поняла.Рассказы были очень сдержанными.Привыкли молчать.
Но даже тень от тех ужасов-страшная.Даже малую долю тех страхов трудно понять,осознать.Приходит одна мысль-это ненормальность-такое отношение к себе подобным.Хоть у Гитлера,хоть у Сталина,хоть у других.Наверное,у психиатров есть объяснение этому явлению-особой,изощрённой жестокости к людям.
Re: М
Date: 2012-11-02 02:20 am (UTC)Re: М
Date: 2012-11-02 03:19 am (UTC)