traveller2: (Default)
[personal profile] traveller2
Впервые я попал в этот университет (и вообще Японию) в 1994 году. Честно говоря, я был не готов к тому, что я там тогда увидел. Ведь Япония - легендарная страна, и отправляясь туда, ожидаешь чуда.

А моему взору открылся не просто провинциальный университет, а нечто, производившее впечатление заброшенности, изоляции и распада. Огромные шкафы со старыми журналами, покрытыми слоем пыли, керосиновые обогреватели, аспиранты прикурнувшие на столе в семинарской комнате... ночью. Нечто подобное я видел в моем московском институте в 1970х.

Первый иностранный постдок (из Европы) появился на физфке в Нагойе как раз в это время, незадолго до моего приезда.

Все это изменилось в одночасье в 2001 году, когда Риоджи Нойори, профессор-химик из этого университета, получил Нобелевскую премию. Финансирование потекло речкой, которая в 2008 году превратилась в полноводную реку. В 2008 году сразу три профессора из этого университета стали Нобелевскими лауреатами: Осаму Шимомура (по химии) и два физика, Макото Кобаяши и Тошихиде Маскава. В 1972 году они задумались над неким тонким эффектом в физике кварков, и из этого эффекта предсказали, что их - кварков - должно быть три поколения. В то время второе поколение было представлено всего одной "особью", кто ж мог подумать о третьем?

kitakado002



Сейчас кампус не узнать (впрочем и весь город заметно подрос). Физфак переехал в новый суперсовремменый корпус со множеством прибамбасов.

DSC_0029

Там же разместился Институт Кобаяши-Маскавы. Конечно, науку делают не стены, а люди - молодые, энергичные, амбициозные и талантливые. Именно таких они собирают отовсюду.

Новый конгресс-центр.

DSC_0010

DSC_0023

Директор Института, Тошихиде Маскава, в своем офисе.

maskaw3

Кажется это фото мне удалось. У японцев возраст можно очень легко определить по росту человека. До 2-ой мировой войны Япония была бедной страной, мясо и молоко было роскошью, почти недоступной для простых людей. Средний рост был в районе полутора метров. После войны, и особенно начиная с 1960х их рацион кардинально изменился, они переняли кое-какие пищевые привычки от американцев и европейцев, и стали быстро расти.Так что пятидесятилетние японцы заметно выше шестидеятилетних, сорокалетние - пятидесятилетних и т.д. Среди современных молодых людей много просто высоких юношей и девушек. Это длинное отступление к тому, что глядя на Маскаву вы легко сообразите, что ему за 70. Он из вымирающего поколения почти не говорящих по-английски. Рядом с ним всегда есть переводчик.

А это Коичи Ямаваки, организатор конференции и вице-директор Института.

yamawaki3

Date: 2012-12-14 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
да, меня тоже поразила бедность и обшарпанность, а особенно жилье семьи visiting professors... просто хрущеба. но, говорят, оно того стоит...

Date: 2012-12-14 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
В 94 я и сам жил в таком гестхаусе. Незабываемые впечатления, особенно от отопителя...

Date: 2012-12-14 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
"Оно того стоит" - это в каком смысле? Дорого стоит или как раз совсем наоборот?
А насчёт обшарпанности - а также присутствия некоторого количества пыли и грязи - я в разных местах читал, что японцы это очень даже любят и считают хорошим тоном. Типа, ничто (по их мнению) так не намекает на вековую древность, как грязь, которую веками не убирают. Хотя и наводить чистоту они умеют прекрасно, если хотят, - этого не отнимешь.

Date: 2012-12-14 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Не знаю не знаю... Улицы у них абсолютно чистые. Можно сесть в белых брюках в любом месте.
Отели и рестораны тоже...
Так что я думаю, что это просто остатки былой бедности. До 60х годов 20 века страна была реально очень бедная.

Date: 2012-12-14 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
Конечно, рост уровня жизни не может не сказываться... Традиции традициями, но грязь и беспорядок довольно плохо сочетаются с респектабельностью и хай-теком.))) Хотя менталитет тоже так просто не меняется. Вот что рассказал наш человек, проживший значительное время в этой стране (ulyanenkov.com/LettersJapan/Society.html):
Если отталкиваться от азиатских представлений о чистоте, то Япония, безусловно, чистая страна. Но мы приехали сюда после того как прожили некоторое время в Германии, и не сравнивать все с немецкой аккуратностью и чистотой я просто не могу. ...Замечу, что пыль и легкая застарелая грязь не считаются в Японии чем-то порочным. Может, им нравится шарм «печати веков» и «налет времени», но это хорошо смотрится в Наре или Камакуре, но не в столовой или ресторане. Например, в нашей фирменной столовой, вполне современной и с относительно чистыми столами и посудой, на оконных рамах лежит вековая грязь, смешанная с жиром. Проходя мимо этих окон к раздаче, я не замечал у себя улучшения аппетита. Какой-то фантазер еще вывесил на стене, вдоль которой двигается очередь, фотографии то ли рекламирующие деятельность службы спасения, то ли рассказывающие о последствиях стихийных бедствий. Я не против такой просветительской деятельности, но на половине из них изображен вынос останков людей, причем фотограф явно раньше работал в криминальной полиции – прекрасно видны все детали.
Кстати, рекомендую ознакомиться с текстами этого автора более подробно - он довольно интересно (и иногда весьма нелицеприятно) рассказывает о разных сторонах жизни в Японии (а также в Германии). Причём это не взгляд туриста - человек реально жил и работал в обеих странах. Конечно, это всё было написано сильно не вчера (где-то в районе 2000-го года), однако вряд ли ситуация успела принципиально поменяться с тех пор.
Применительно к Японии, рекомендую обратить внимание на разделы "работа" (ulyanenkov.com/LettersJapan/Job.html) и особенно "образование" (ulyanenkov.com/LettersJapan/Education.html) - благо при виде нынешнего университетского великолепия, кусочек которого Вам удалось запечатлеть, не могут не возникнуть некоторые вопросы...
Edited Date: 2012-12-14 08:22 pm (UTC)

Date: 2012-12-14 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
в смысле - повторя слова той самой семьи visiting professors, у которых мы были в гостях, теснота и обшарпанность жилья, да и дороговизна жизни все равно перевешиваются преимуществами жизни в Японии.

Date: 2012-12-15 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Япония очень безопасная и организованная страна. Но жить там европейцам не знающим языка *очень* трудно.

Date: 2012-12-15 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
да.. с английским хуже чем в Италии (хотя и несколько лучше, чем в России)

Date: 2012-12-19 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dotearth.livejournal.com
думаю, грязь (по крайней мере, в обыденном понимании этого слова) они никогда хорошим тоном не считали:)

а вот про печать времени - это да, есть такое.

вообще, очень рекомендую на эту тему прочитать Дзюнъитиро Танидзаки, "Похвала тени". Классика.

Date: 2012-12-14 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Спасибо, Миша! Очень интересно:)

Date: 2012-12-14 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Рад, что вам было интересно.

Date: 2012-12-14 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Миша! Долго будете жить:) Только что рассказывала мужу о Ваших японских записях.

Date: 2012-12-14 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо. Буду стараться.

Date: 2012-12-14 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
Работа сделана в университете Киото, а развивают Нагою.

Date: 2012-12-14 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
Но и Кобаяши, и Маскава - выпускники именно Нагойского университета (и в частности, Ph.D. у обоих "родом" оттуда). Ещё один лауреат того же года, Шимомура, именно в Нагое получил степень магистра, параллельно работая ассистентом у одного из тамошних профессоров.
Ну а где человека воспитали - тому университету и лавры. Вроде бы, всё с виду правильно...
Edited Date: 2012-12-14 12:35 pm (UTC)

Date: 2012-12-14 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Университету Киото тоже перепало. Так что все в порядке.

Date: 2012-12-14 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
Ну так у них и с "воспитанниками" полный порядок: 5 нобелевских лауреатов и 2 филдсовских

Date: 2012-12-15 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
И что ему перепало? (Я там год жил 20 лет назад)

Date: 2012-12-16 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Expansion of the Yukawa Institute for Theoretical Physics!

Date: 2012-12-16 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] physicist1.livejournal.com
В 1995-м? Ясно, спасибо.

Date: 2012-12-14 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Очень интересно, спасибо!

Date: 2012-12-14 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Рад, что вам было интересно. У меня еще кое-какие фото остались.

Date: 2012-12-14 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Буду ждать!
(deleted comment)

Date: 2012-12-14 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
После вашего комента еще раз взглянул. И действительно здорово. Какая вы наблюдательная, Лена ...
(deleted comment)

Date: 2012-12-15 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Да, большинство скромные и я бы даже сказал стеснительные. Так их с детства воспитывают.

Date: 2012-12-14 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dotearth.livejournal.com
Спасибо, было очень интересно почитать/посмотреть. Я видел (мельком) Нагойский университе только в его современном виде, и к стыду своему даже и не знал и не предполагал, что ещё относительно недавно он был в полузаброшенном состоянии.

Date: 2012-12-14 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
У меня остались путевые заметки 94 года (по-английски). Если хотите сравнить их с теперяшними вашими впечатлениями, могу прислать (но не для распространения).

Date: 2012-12-19 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] dotearth.livejournal.com
Спасибо, было бы здорово! Вообще, интересно было бы узнать, каковы были ваши первые впечатления о Японии в целом в те годы. С другой стороны, если вы решите в будущем выложить эти "японские заметки" в ЖЖ (подобно "письмам из Америки"), то я просто подожду.

А кстати вы случайно не знакомы с Renata M. Wentzcovitch? Я с ней на местном воркшопе (по весьма широкому спектру вопросов и соответствующих дисциплин) в понедельник познакомился, она мне много интересного и хорошего рассказывала про "миннеаполисские края" в целом и про U of Minnesota, в частности.
Edited Date: 2012-12-19 06:22 am (UTC)

Date: 2012-12-19 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
С Ренатий увы не знаком. А что он делала в Миннесоте?

Заметки о Японии написаны по-английски и не предназначены для печати. Выкладывать их я не собираюсь. Так что, если только вам сбросить на электронную почту, для обмена впечатлениями. Правда, прошло 20 лет/ Интересно, что с тех пор изменилось...

Date: 2012-12-20 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] dotearth.livejournal.com
Насколько я понял, она там уже 18 лет работает:) конечно, тематика отлична от Вашей (planetary science, кажется), но мир, как вы знаете, порой очень тесен..

Тогда если несложно (и когда будет для этого время), то буду очень рад если вышлете заметки на мой e-mail: ziatdinovmax@gmail.com

спасибо

Profile

traveller2: (Default)
traveller2

July 2023

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 10:53 am
Powered by Dreamwidth Studios